Карельская сотня. История и планы на будущее.
Михаил Афанасенков. Что было, что будет, чем сердце успокоится.
Итак, 29 марта 2009 года Первая Карельская сотня состоялась. За формальными результатами отсылаю на страницу гонки. Я же хочу вспомнить чуть чуть истории, а потом очертить ближайшие планы.
Началось всё в прошлом году, когда я впервые в жизни встал на профессионально нарезанную лыжню, и это случилось в Финляндии, на 444-километровом лыжном пробеге Rajalta Rajalle Hiihto 2008. И эта длинная прекрасная трасса до горизонта, длиной в сотни километров, сразу стала мечтой. “Ну почему у нас нет такого?” – думал я, возвращаясь в Россию. Нет, конечно у нас под Москвой есть интересные сотни, одну из которых я с удовольствием уже много лет бегаю, но это – “кустарщина”, топтанная ногами, по кочкам, мимо дач, дорог и заборов. С другой стороны, есть и немногочисленные нарезанные трассы, но они все короткие и круговые, да и рельеф там спортсмены накручивают специально, забираясь в глубокие овраги. В итоге получается какой-то мазохизм – из последних сил лезть в гору, а потом отчаянно тормозить на опасных спусках, рискуя сломать шею… Конечно, может для меряния пиписьками спорта это и самое оно, но я люблю просто получать удовольствие от хорошего скольжения, без супернагрузок и кровавой рвоты, без доказывания кому-то чего-то, этакий долгий, равномерный и медитативный кайф… Поэтому бегать кругами по оврагам – это не для меня. А вот чтобы одновременно и долго, и красиво, и хорошо нарезано – нету такого в Подмосковье. А в Финляндию – не наездишься. Виза, транспорт, деньги… Что-то надо срочно менять…
Подсказка пришла из моего увлечения молодости – водного туризма. Вот уже много лет я каждый год ездил в Карелию, и почти десять лет заезжал в Калевалу, где успел подружиться с отличной турфирмой ВелТ, владеющей отелем и коттеджами. Северная Карелия – по природе своей по сути та же Финляндия, не хватает только лыжни. Но ведь у ВелТ есть снегоходы!!! Осталось подбить их на резак и полдела сделано! Это и произошло в декабре 2008 года – я уговорил приобрести резак и самолично отвёз его в Калевалу, даже успев протестировать результаты. И вот, пролетая в декабре по карельским просекам четвёртый или пятый десяток километров за день, я и подумал – а почему бы ЗДЕСЬ не провести 100-километровый забег? Изложил идею ВелТ-ам, пока на уровне “Нью-Васюки”. Они обещали просчитать, во что это выльется. Через месяц примерно прикинули (хотя я уверен, что не дооценили всех трудностей). Выходило, что на поездку из Москвы нужно около 8 тысяч рублей с носа (вместе с транспортом). При этом “Сафроновская сотня” стоила 250рублей, а “Дмитриевская” – 100. Предварительные разговоры в группе волну энтузиазма не вызвали, и я решил отложить до февраля, когда на саму сотню подтянутся более азартные личности. Изготовил полсотни рекламных листовок и раздал всем на финише. И – ТИШИНА. Почти неделю – ни одного звонка! Последняя надежда – наградной костёр 28февраля. И тут, буквально за последние два-три дня февраля проклюнулась “первая волна” участников – около 7-8 человек. На границе окупаемости – откажись один-два человека – и ничего не состоится вообще, либо придётся собирать заметно бОльшие деньги… Ещё один рекламный рывок – пишу во все интернет-блоги, начиная со слазав-а. Тороплю. До отъезда в Финляндию, на очередное 444-километровое ралли, куда я параллельно собрал аж 12 москвичей, в Карелию записывается ровно столько же – 12 участников. Берём билеты, и я со спокойной душой звоню в Калевалу и докладываю, чтобы искали место под лыжню – мы в любом случае приезжаем.
По возвращении из Финляндии сюрприз – кто-то пропиарил гонку на “скиспорте”, и за неделю до отъезда повалили один за одним спортсмены. В итоге, даже после отказа нескольких заболевших, на старт вышло аж 34 человека вместо 10-12 прогнозируемых….
Увы, кинестетические впечатления от самой гонки в этот раз были сильно смазаны болезнью – за пару дней до отъезда подцепил вульгарную простуду. Насморк, горло – обычные “удовольствия”, но в итоге не было обычной бодрости и какой-то ясности в движениях, всё как-то замыленно, все ощущения как бы сквозь тонкую пелену… Но зато ощущения ментальные – бесподобны. Прекрасная природа, радующая глаз. Ровная гладкая лыжня, появившаяся наконец на третьем этапе, и сознание того, что всё это создано из твоей собственной идеи и является твоим детищем – редко можно насладиться таким сочетанием…
Но всё рано или позно подходит к концу, финишировали последние участники, мы провели награждение, поужинали и после недолгих сборов уехали на шикарном автобусе в Кемь, а оттуда на поезде – в Москву.
Чему же научила нас (как организаторов) эта первая, по сути ПРОБНАЯ гонка?
- Необходимо заранее в течение зимы несколько раз проходить всю трассу широкой решёткой, без резака. Чтобы стало ровно, широко и плотно. Надеюсь, со следующего года исправим.
- На озёре Куйто необходимы вешки вдоль единственной “правильной” лыжни, и она не должна иметь крючков, позволяющих срезку.
- Резак на последний озёрный этап должен выходить в сторону Калевалы по сигналу с третьего пункта питания, по приходу туда лидера гонки. До этого момента (накануне) – только вешки и укатка снегоходом, без резака. В итоге переметёнка сведётся к минимально возможной.
- Крутой спуск под ЛЭП-кой перед 80-м километром летом либо перепланировать без поворотов (прочистить прямую просеку), либо просто расширить и убрать ямы, а лыжню зимой не резать, только трамбовать.
- Билеты обратно (плацкартные) можно и нужно брать заранее, используя некоторый трюк, позволяющий обойти их отсутствие в системе. В этом году, увы, про него мы узнали слишком поздно, понадеявшись на декабрьский опыт. В итоге многим участникам поездка обошлась на полторы штуки дороже (купе). В следующем году регистрацию и покупку билетов проведём более организованно и плацкартом обеспечим всех желающих.
Вот таков примерный план-минимум на следующий год. Надеюсь, Карельская сотня – 2010 пройдёт ещё более успешно, но для этого необходимо заранее регистрироваться, и чем раньше – тем лучше. Дата проведения сотни – последнее воскресение марта.
Для регистрации начиная с 10 мая 2009г звоните по тел. (910)4052696 или пишите на mike@afanas.ru – предварительная регистрация бесплатна.
И пару слов о плане-максимум. Идея “русской Рояльты” витает в воздухе. Как один из вариантов – лыжная неделя в Карелии. Сначала – сотня. Понедельник – день отдыха. Затем – трёх-четырёх-дневная гонка на 200-300км с промежуточными ночёвками в избах с саунами и печками. Налегке по нарезанной резаком лыжне. Вещи в избу забрасывают транспортом. И три протокола – “сотня”, “малый пробег” (те самые 3-4дня) и “большой пробег” – по сумме результатов для тех, кто бежал и то и другое. Разумеется возможно раздельное участие по вкусу – только сотня и домой, только пробег (без сотни), или вся неделя целиком.