Карельская сотня. История и планы на будущее.

Карельская сотня. История и планы на будущее.

Михаил Афанасенков. Что было, что будет, чем сердце успокоится.

На финише. Пройдено 100км.Итак, 29 марта 2009 года Первая Карельская сотня состоялась. За формальными результатами отсылаю на страницу гонки. Я же хочу вспомнить чуть чуть истории, а потом очертить ближайшие планы.

Началось всё в прошлом году, когда я впервые в жизни встал на профессионально нарезанную лыжню, и это случилось в Финляндии, на 444-километровом лыжном пробеге Rajalta Rajalle Hiihto 2008. И эта длинная прекрасная трасса до горизонта, длиной в сотни километров, сразу стала мечтой. «Ну почему у нас нет такого?» — думал я, возвращаясь в Россию. Нет, конечно у нас под Москвой есть интересные сотни, одну из которых я с удовольствием уже много лет бегаю, но это — «кустарщина», топтанная ногами, по кочкам, мимо дач, дорог и заборов.  С другой стороны, есть и немногочисленные нарезанные трассы, но они все короткие и круговые, да и рельеф там спортсмены накручивают специально, забираясь в глубокие овраги. В итоге получается какой-то мазохизм — из последних сил лезть в гору, а потом отчаянно тормозить на опасных спусках, рискуя сломать шею… Конечно, может для меряния пиписьками спорта это и самое оно, но я люблю просто получать удовольствие от хорошего скольжения, без супернагрузок и кровавой рвоты, без доказывания кому-то чего-то, этакий долгий, равномерный и медитативный кайф… Поэтому бегать кругами по оврагам — это не для меня. А вот чтобы одновременно и долго, и красиво,  и хорошо нарезано — нету такого в Подмосковье. А в Финляндию — не наездишься. Виза, транспорт, деньги… Что-то надо срочно менять…

Подсказка пришла из моего увлечения молодости — водного туризма. Вот уже много лет я каждый год ездил в Карелию, и почти десять лет заезжал в Калевалу, где успел подружиться с отличной турфирмой ВелТ, владеющей отелем и коттеджами. Северная Карелия — по природе своей по сути та же Финляндия, не хватает только лыжни. Но ведь у ВелТ есть снегоходы!!! Осталось подбить их на резак и полдела сделано!  Это и произошло в декабре 2008 года — я уговорил приобрести резак и самолично отвёз его в Калевалу, даже успев протестировать результаты. И вот, пролетая в декабре по карельским просекам четвёртый или пятый десяток километров за день, я и подумал — а почему бы ЗДЕСЬ не провести 100-километровый забег? Изложил идею ВелТ-ам, пока на уровне «Нью-Васюки». Они обещали просчитать, во что это выльется. Через месяц примерно прикинули (хотя я уверен, что не дооценили всех трудностей). Выходило, что на поездку из Москвы нужно около 8 тысяч рублей с носа (вместе с транспортом). При этом «Сафроновская сотня» стоила 250рублей, а «Дмитриевская» — 100. Предварительные разговоры в группе волну энтузиазма не вызвали, и я решил отложить до февраля, когда на саму сотню подтянутся более азартные личности. Изготовил полсотни рекламных листовок и раздал всем на финише. И — ТИШИНА. Почти неделю — ни одного звонка! Последняя надежда — наградной костёр 28февраля. И тут, буквально за последние два-три дня февраля проклюнулась «первая волна» участников — около 7-8 человек. На границе окупаемости — откажись один-два человека — и ничего не состоится вообще, либо придётся собирать заметно бОльшие деньги…  Ещё один рекламный рывок — пишу во все интернет-блоги, начиная со слазав-а. Тороплю. До отъезда в Финляндию, на очередное 444-километровое ралли, куда я параллельно собрал аж 12 москвичей, в Карелию записывается ровно столько же — 12 участников. Берём билеты, и я со спокойной душой звоню в Калевалу и докладываю, чтобы искали место под лыжню — мы в любом случае приезжаем.

По возвращении из Финляндии сюрприз — кто-то пропиарил гонку на «скиспорте», и за неделю до отъезда повалили один за одним спортсмены. В итоге, даже после отказа нескольких заболевших, на старт вышло аж 34 человека вместо 10-12 прогнозируемых….

Увы, кинестетические впечатления от самой гонки в этот раз были сильно смазаны болезнью — за пару дней до отъезда подцепил вульгарную простуду. Насморк, горло — обычные «удовольствия», но в итоге не было обычной бодрости и какой-то ясности в движениях, всё как-то замыленно, все ощущения как бы сквозь тонкую пелену…  Но зато ощущения ментальные — бесподобны. Прекрасная природа, радующая глаз. Ровная гладкая лыжня, появившаяся наконец на третьем этапе, и сознание того, что всё это создано из твоей собственной идеи и является твоим детищем — редко можно насладиться таким сочетанием…

Но всё рано или позно подходит к концу, финишировали последние участники, мы провели награждение, поужинали и после недолгих сборов уехали на шикарном автобусе в Кемь, а оттуда на поезде — в Москву.

Чему же научила нас (как организаторов) эта первая, по сути ПРОБНАЯ гонка?

  1. Необходимо заранее в течение зимы несколько раз проходить всю трассу широкой решёткой,  без резака. Чтобы стало ровно, широко и плотно. Надеюсь, со следующего года исправим.   
  2. На озёре Куйто необходимы вешки вдоль единственной «правильной» лыжни, и она не должна иметь крючков, позволяющих срезку.
  3. Резак на последний озёрный этап должен выходить в сторону Калевалы по сигналу с третьего пункта питания, по приходу туда лидера гонки. До этого момента (накануне) — только вешки и укатка снегоходом, без резака. В итоге переметёнка сведётся к минимально возможной.
  4. Крутой спуск под ЛЭП-кой перед 80-м километром летом либо перепланировать без поворотов (прочистить прямую просеку), либо просто расширить и убрать ямы, а лыжню зимой не резать, только трамбовать.
  5. Билеты обратно (плацкартные) можно и нужно брать заранее, используя некоторый трюк, позволяющий обойти их отсутствие в системе. В этом году, увы, про него мы узнали слишком поздно, понадеявшись на декабрьский опыт. В итоге многим участникам поездка обошлась на полторы штуки дороже (купе). В следующем году регистрацию и покупку билетов проведём более организованно и плацкартом обеспечим всех желающих.

Вот таков примерный план-минимум на следующий год. Надеюсь, Карельская сотня — 2010 пройдёт ещё более успешно, но для этого необходимо заранее регистрироваться, и чем раньше — тем лучше. Дата проведения сотни — последнее воскресение марта.

Для регистрации начиная с 10 мая 2009г звоните по тел. (910)4052696 или пишите на mike@afanas.ru — предварительная регистрация бесплатна.

И пару слов о плане-максимум. Идея «русской Рояльты» витает в воздухе. Как один из вариантов — лыжная неделя в Карелии. Сначала — сотня. Понедельник — день отдыха. Затем — трёх-четырёх-дневная гонка на 200-300км с промежуточными ночёвками в избах с саунами и печками. Налегке по нарезанной резаком лыжне. Вещи в избу забрасывают транспортом. И три протокола — «сотня», «малый пробег» (те самые 3-4дня) и «большой пробег» — по сумме результатов для тех, кто бежал и то и другое. Разумеется возможно раздельное участие по вкусу — только сотня и домой, только пробег (без сотни), или вся неделя целиком.