Rajalta Rajalle Hiihto 2009 от А.Сорокина

Rajalta Rajalle Hiihto 2009 от А.Сорокина

 «Rajalta Rajalle Hiihto 2009»

(07-13 марта)

 

или «Вorder to Border» 444Км 

 

Небольшой, скорее технический, отчет о лыжном ралли по Финляндии от Российской до Шведской границы 444 Км за семь дней.

 

Михаил Афанасенков, собрав вместе все фотографии, сделал отличный фото-репортаж по дням: http://www.100km.ru/rr/rr2009/ .

Отдельно мой фотоальбом тут: http://photofile.ru/users/izib/95329137 .

Фильм о ралли (снимал А.Корнилов): http://www.100km.ru/rr2009-video/

 

 

Общая карта ралли:

 

Мои геоданные: http://izib.narod.ru/Sport/Other/200903_RR3.zip

 

В отчете также использованы схемы из отчета Михаила Афанасенкова о ралли 2008 года: http://aisafronov.100km.ru/vneplan/rajalta-rajalle-hiihto.

            Пролог

Принять участие  в этом мероприятии я решил не сразу. Еще в 2008 году в одном из походов «Группы Дмитриева» Сергей Лукин рассказал нам с Сашей Конниловым об этом мероприятии. Он рассказал, что в то время, как мы тут (прим.- 8 марта) бегаем коньком по подмосковному насту, авантюристы из Группы Сафронова штурмуют финскую лыжню.

И правда, через некоторое время в сети появился их отчет: http://www.100km.ru/rr/rr2008/

В начале сентября я случайно вспомнил об этом отчете и «загорелся». Строго по инструкции Михаила Афанасенкова я списался с Анитой, заявился и отправил ей реквизиты пластиковой карты.

Начались осенние тренировки Группы Дмитриева. По мере приближения зимы все больше заинтересованных ребят собиралось ехать в Финляндию.

В итоге окончательный состав получился следующий:

 Владимир Вольнов, Михаил Агеев, Дмитрий Виленц, Александр Анисимов, Дмитрий Гришин, Сергей Мороков, Антон Сорокин, Александр Корнилов, Михаил Афанасенков, Сергей Авдотьин, Юрий Соболев и Андрей Митрофанов.

Дорога Москва – Костомукша – Куусамо — Ойванки

Из Москвы можно, несомненно, ехать на ралли на машине, можно ехать поездом через Хельсинки, можно лететь самолетом. Но большой дружной компанией лучше ехать в плацкартном вагоне. Вы пробовали играть в преферанс в самолете? Несколько неудобно.

Кроме романтики российских ЖД выходит еще и существенная экономия денежных средств. Мы взяли билеты на мурманский поезд до Петрозаводска и сразу на поезд Петрозаводск — Костомукша.

Как ехать обратно, мнения разделились: трое, в том числе и я, решили возвращаться через Хельсинки. Это на 100 евро дороже, но на 17 часов быстрее. Я решил, что иметь полноценное воскресенье для отдыха перед работой важнее денег.

Загрузившись в поезд, в последние минуты перед отправлением (0:50) мы выяснили, что Юра перепутал даты и был еще дома. Забегая вперед скажу, что развитие современных коммуникаций помогло выяснить варианты его спасения. Юра на альтернативном поезде через «Питер» счастливо отстал всего на 3 часа.

В поезде Миша Афанасенков, лидер нашей команды, раздал всем участникам оранжевые командные майки с «наскальной живописью 4000 летней давности» — эмблемой, на которой в профиль были изображены два лыжника и лыжница. Идентифицировать кто есть кто не сложно.

Всю дорогу обсуждали спортивные похождения друг друга и играли в преферанс.

В Петрозаводске у нас было около 3-х часов на ожидание. Прогулялись по центральному проспекту Ленина, идущему от вокзала до Онежского озера. Покушали блины в кафе «Чайная ложка». Проверили лыжни на льду – имеются. Осмотрели два спортивных магазина на привокзальной площади. В том, что на севере от сквера, выбор и цены несколько симпатичнее, чем у конкурентов.

 

День 0. Размещение в Nuorisokeskus Oivanki. Внеплановая разминка (20Км).

В Костомукшинском поезде мы провели еще одну ночь. Поезд шел медленно, часто и подолгу стоял. Утром в Костомукше нас встретила водитель Галина на Ауди-универсале и ее друзья-водители на двух микроавтобусах. Ауди оставили ждать Юру, который прибывал из Питера через 3 часа, а сами потихоньку поехали размещаться.

Путь до Ойванки, небольшого туристического лагеря недалеко от Куусамо, занял около 5 часов. Из них час мы потратили на прохождение границы и закупки в «дьюти-фри».

Удивило, что зимой в Финляндии ОБЯЗАТЕЛЬНО ездить на шипованых шинах и вот почему: дороги у них местами сплошь покрыты льдом. Чистят их быстро, но ничем не поливают. Максимум, нарежут продольных полосок по льду, чтобы машину не водило, и посыпят гранитной крошкой.

За время пути мышцы порядком затекли. Хотелось подвигаться. А когда мы увидели большое количество лыж, выставленных возле дверей коттеджей, желание стало совсем нестерпимым.

Нарезанную лыжню я и раньше встречал в Подмосковье (Планерная, Покровка и пр.), но не ТАКОГО качества. Финская лыжня была великолепна: твердая, ровная, нарезанная так, что ни ботинок не цепляется, ни лыжи на поворотах не тормозят, спуски и подъемы пологие, выкаты после спусков спокойные. Ширина достаточная чтобы рядом с лыжней идти коньком. Коньком, правда, «классические» лыжники предпочитают не бегать. В отличие от петляния по склонам оврагов в Подмосковье, в Финляндии катание доставляет истинное удовольствие. Пробежав 5Км, я понял, что хочу еще. По пути встречалось несколько стендов с картами маршрутов. Я выбрал один из маршрутов и не спеша обежал. По равнине GPS «не спеша» показал 14Км/ч. Такое было великолепное скольжение. В итоге я пробежал 20Км за полтора часа. Совершенно не устал. Миша Агеев побежал еще дальше – у него получилось 25. Он даже умудрился выбежать на трассу завтрашнего дня – ту, которую нам еще предстояло одолеть. Миша поведал, что по качеству она так же великолепна, но есть небольшие и крутые спуски и подъемы.

Поселили нас в одноэтажном коттедже с 4-мя комнатами на 4 человека каждая. В коттедже было два туалета, 4 душа и 4 раковины. Очередей не образовывалось. Так же я впервые познакомился с устройством «сушильный шкаф», работающим по принципу обычной духовки с таймером.

После разминки, пока ждали обед, по итогам тренировки подготовили лыжи в специальной комнате, «Waxing room», где покрывают лыжи парафином. В этот вечер были и свободные столы и струбцины и розетки. Кто не умел или не хотел возиться сам, мог заплатить 20 евро за подготовку пары лыж специальному местному сервисеру (так же было и в последующие дни).

С 16 до 20 пошли кушать. Это у них называется Dinner. Я так и не понял, то ли это поздний обед,  то ли ранний ужин.

После Dinner в 20:00 вся интернациональная компания собралась в небольшом актовом зале. Организаторы полтора часа нам рассказывали о ралли, о маркировке, о правилах прохождения дистанции. Всем новичкам выдали удобные лыжные шапочки.

После 21 часов был еще один ужин. И так каждый день. Кормили на убой. Есть хотелось только в первый день, т.к. завтракали мы только утром в поезде.

Выводы: перед разминкой обязательно помыться с дороги и промазать возможные места натертостей. Больше 5км лучше не бегать. Хорошо подготовить лыжи для бега классикой в гору. 

День 1. PaljakkaKuusamo. 61Км.

Старт: 8:49. Финиш: 14:45. Размещение в Spa Hotel Tropiiki. 

Пункты питания на 20, 28, 38, 53 и 60 Км (по информации из буклета).

Схема этапа.

Профиль из информационного буклета, выданного на церемонии награждения:

 

 

Анализ реального трека:

 

 

Встали рано. После завтрака загрузились в автобус №1. Организаторы сразу предупредили, что «быстрым лыжникам» лучше загружаться в первый автобус, т.к. второй будет до упора, до 17 часов, собирать отстающих. В 17:00 официально закрывается лыжня. Предупредили сразу: «если вы чувствуете, что до 17 не успеете в отель, оставайтесь на любом пункте питания («сервисе»)». Ночью с фонариком у них не бегают. 

Мы решили, что автобус №1 как раз для нас. Мы ведь «быстрые» лыжники.

Из лагеря выехали в 7:45. Через 50 минут доехали до точки старта почти у Российской границы. Народ стал неспешно разбирать лыжи, готовится.

Помня отчет Михаила о прошлогоднем ралли, я в числе первых рванул со старта. Через 100 метров начинается затяжной спуск: на дистанции 3Км нас опустили на 150 метров. Скорость достигала 50Км/ч. С непривычки я еле удержался на ногах. Глаза слезились даже в очках. Хорошо еще, что впереди никого не было, и не пришлось тормозить. В фильме Саши Корнилова есть фрагмент с этим спуском, где ему приходится оттормаживаться.

Затем километр петляли по змеевидной лыжне по сосновому лесу, по озерам и полям, и начали карабкаться на крутой подъем. 100-метровый подъем был возможен только елочкой. Зато с вершины холма открывались бескрайние просторы Финляндии и вышки на российской границе. (Фото 1, Фото 2, Фото 3, Фото 4, Фото 5). Пожалуй, это был самый тяжелый участок за все 444Км.

Еще немного попетляв по лесотундре мы выскочили на глухую дорогу. И по ней 15Км вверх-вниз побежали к первому пункту питания. Пожалуй, это самый скучный участок. Можно было идти коньком, но тупые наконечники палок постоянно проскальзывали по льду дороги. Я бежал не слишком упираясь, т.к. не знал, что ждет впереди. Силы нужны были еще на 6 дней. Через каждые 5км было написано, сколько нам осталось до финиша. На этом этапе надписи были  нанесены маркером прямо на желтых табличках. Но уж больно медленно уменьшались числа.

Первый сервис на двадцатом километре был как нельзя кстати. Я порядком подустал и очень хотел пить. Давали морс (то ли клюквенный, то ли брусничный).

После сервиса дорога кончилась, нас повели по лесам и озерам. Лыжня везде отлично промаркирована красными лентами и желтыми призмами с эмблемой ралли. Заблудиться невозможно.

Через 8Км мы прибежали к пункту обеда: гаражу возле дома одного из организаторов ралли. Там был накрыт стол с различными бутербродами и напитками: водой, чаем или морсом. Многие ребята из российской дружины, обогнавшие меня, отдыхали на лавочках. Есть мне совершенно не хотелось. Но зная, что покушать необходимо, съел пару бутербродов, селедочки и соленых огурцов. Напился вволю морса. Так, что захотелось в туалет.

К сожалению, туалета тут не было, как ответил один из волонтеров: «дальше в лесу». Как я понял, надо отойти в лес в духе Группы Дмитриева. Еще в памяти было воззвание Антона Нестерова, и я честно протропил подальше под елки. Глубина снега была где-то 30-40см. Еле вылез обратно. И к своему удивлению через 20 метров увидел «желтые следы» прямо возле лыжни. Желтые пятна я потом видел постоянно во все дни. Оказывается, некоторые европейцы не считают это зазорным. Наоборот, по их мнению, таким образом они удобряют лес.

Тем временем начался подъем по склону горы Рукка  самой высокой точке трассы – 397 метров. Стали попадаться характерные для гор елки: крепкие и сильно заснеженные. В Подмосковье от такого количества снега елки легко сломались бы при первом же серьезном ветре, а в Финляндии стоят. Наверное, сорт такой выносливый или ветра у них редки (Фото 1, Фото2, Фото3, Фото4, Фото5).

На подъеме меня сначала обогнал Саша Анисимов, а затем и Дима Виленц. Сфотографировали друг друга. Андрей Митрофанов написал, что где-то среди этих елок увидел даже живых северных оленей. Нам не повезло. Не заметили. После подъема сразу начались затяжные извилистые спуски к горнолыжному курорту Рукка. Чем ближе к курорту, тем больше попадалось праздно катающихся лыжников. На одном спуске, чуть се сбил трехлетнего ребенка: мать отпустила его спускаться по лыжне, а я еле увернулся от нее и чуть на повороте не сбил малыша. Пришлось плужить. Жаль, не удалось на таком хорошем спуске отдохнуть.

Сервис на 38Км находился в кафе возле подъемника. Давали горячий какао. Но хотелось чего-то прохладного. Опять морс.

После сервиса я не заметил, что поворот был ДО кафе, и я убежал по лыжне для отдыхающих в сторону. Убежал не далеко, метров на 300, – заметил, что подозрительно долго нет разметки. По одному из многочисленных информационных щитов я понял, что бегу не туда, и вернулся. Позже выяснилось, что Сергей Мороков убежал в сторону на 2км дальше. Левый поворот, оказалось, был прямо перед кафе.

Лыжня постепенно вывела нас в шоссе на Куусамо. Начались постоянные спуски-подъемы в стиле «стиральная доска». Выматывают они порядочно. Я помнил, что вчера Миша, попав на этот участок трассы, рассказывал, что есть несколько крутых, заслуживающих внимания спусков. Несколько таких попалось, но, по сравнению со спуском на старте, совсем не страшных.

На 53км перешли шоссе и сразу увидели указатель «сервис». Возле КП стояли лыжи ребят из Словении, обогнавших меня незадолго до того. Пить не хотелось. Оставалось всего 7км до финиша, и появилось подобие спортивного азарта. Тут еще сзади приближался красный костюм «Бьерна Далина» — Саша Корнилов. Здоровья у него оставалось на удивление больше. Я мог за ним угнаться только коньком – последние 20Км трассы были подготовлены и под классику и под конек. Тут словенцы нас догнали. Вчетвером мы радостно финишировали.

Позже выяснилось, что один из них, Слободан, активно культивирует лыжные марафоны в словенских горах.

Трасса, пожалуй, была самой тяжелой за все дни. Но тогда мы это еще не знали и радовались что хотя и устали, средняя скорость была не плохой – 10,2 Км/ч с учетом отдыха на сервисах.

Сразу пошли размещаться. Нас селили по фамилиям в брусовые коттеджи в 500 метрах от отеля Kuusamo Spa Hotel Tropiiki. Кровати внутри коттеджа выбирали по принципу «кто первый пришел, тот первый и выбирает». Последним досталась двухъярусная кровать на кухне. Обедали и ужинали в ресторане отеля. Там же была сауна и бассейн с горками, водопадом и гидромассажными установками. Сауны было даже две: одна для мужиков и одна общая. Причем в общую так же входить надо было без купальников. Там был устроен такой густой туман, что соседи были еле-еле различимы. И только по голосам было понятно, что тут кто-то есть.

Обед и ужин были в духе шведского стола. Обед начинался довольно поздно, в 18 часов. Особо голодные делали по несколько подходов. Получалось что у нас чуть ли не восьмиразовое питание ;-) .

 

Выводы: не смотря на азарт и обилие сил, на первой части трассы лучше не гнать. Катиться не спеша, получать удовольствие, много фотографировать. Часть трассы первые 5Км и вдоль горы Рука очень живописна. Наконечники палок нужно наточить. Первый сервис далеко. Луше взять с собой немного воды. Морс есть везде. Еда только в гараже на 28км. На завтраке Обед начинается поздно, и на завтраке лучше сделать несколько бутербродов, чтобы после забега перекусить в ожидании обеда.

Лучше пробежать быстрее, т.к. лучше занять обычные кровати.

 

День 2. Пригород Куусамо – Taivalkoski. 59Км.

 

Размещение: Hotel Herkko.

Старт: 8:36. Финиш: 14:31.

Пункты питания на 11, 19, 29, 37, 44, 52 и 59Км (по информации из буклета).

 

Схема второго этапа.

 

Профиль из информационного буклета (последние 6Км были отменены по причине разлива реки; провезли на автобусе):

 

 

Анализ реального трека:

 

 

Из отеля выехали на автобусе. Ехали не далеко. Нас привезли на окраину Куусамо и выпустили по лесному грейдеру.

Сильно чувствовалась вчерашняя усталость, и я решил не гнать, а катиться в удовольствие. Если будет совсем тяжело, можно всегда свалить на автобус, поджидавший на середине трассы. По схеме трассы (выше) лыжня шла примерно под гору. Оказалось все несколько не так, в конце пришлось несколько попотеть.

В целом да, первая часть идет под гору, по прямым грейдерам и просекам. Незначительные подъемы даже не чувствуются: 50м на 3км дистанции. До ланча есть 2-3 километровые участки по обочине обледенелой дороги. Если палки острые, можно попробовать идти коньком.

На 29Км встретился известный в узких кругах «ухуенный» чум, в котором давали отличную уху из лосося. Небольшой отдых был как нельзя кстати. Все участники непременно тут отдыхали: на лавочках вокруг костра. Рядом стояли два передвижных туалета типа «сортир».

Стоит сказать, что на Раялта-Ралли не бегают, а отдыхают. Сюда редко заезжают маститые лыжники. Они предпочитают «Васса-Лоппет», 84км-гонку, проходящую примерно в эти же сроки. Участники ралли получают удовольствие от отдыха на лыжне, от многих километров удовольствия от полета над лыжней. И это воистину так. Даже усталость первого дня куда-то делась. Желание сойти на автобус так же совсем улетучилось.

Поев ухи я побежал дальше. Трасса изменила свой характер: нас водили по озерам и вдоль ЛЭП заставляли то подниматься на 70 метров, то спускали по крутым и длинным спускам, что сердце выскакивало. Скорость метами достигала 72км/ч. Очень пригодились лыжные очки.

Было несколько участков по дорогам. В заключение, после охотничьего домика, последние 5 километров нас провели по красивейшему сосновому лесу. Но не просто провели, а опять заставили карабкаться по буграм елочкой вверх и впускаться плугом вниз. Обнадеживало только то, что оставались считанные километры до автобуса: финиш планировался возле отеля, но из-за разлива реки последние 6 километров отменили. Иначе, судя по схеме, нам пришлось бы преодолеть еще один подъем от реки к отелю, расположенному почти на вершине горнолыжного курорта в городке Taivalkoski.

Поселили нас опять в коттеджи. Селили по фамилиям. 8 россиян, включая меня, попали в один 8-местный коттедж, еще четверо поселили с финами. Кровати внутри коттеджа выбирали по принципу «кто первый пришел, тот первый и выбирает». Прямо в коттедже была мини-сауна на троих и каминный зал с мягкими диванами и телевизором. Это был последнее место ночлега, где был сушильный шкаф для одежды. Была также и стиральная машина. Порошка мы не нашли и настругали ножом обычного мыла.

В ожидании информации посидели у камина в коттедже, потренировались петь командную песню. Саша Корнилов показал через телевизор, что он наснимал на первые два дня. Всем очень понравилось. Пожалуй, это был самый комфортабельный вечер из всех дней.

Дальше все прошло по устоявшемуся порядку: обед, отдых, информация и ужин. На информации впервые рассказали о профиле трассы на третий день. Мы были готовы: третий день мы предполагали отдыхать – пройти медленно и печально. Не гнать, получать максимум удовольствия.

Спалось великолепно. На удивление мышцы почти не болели. Хотя должны были.

Выводы: Первую часть трассы можно пройти на руках, но на второй части нужна мазь держания. Почти всю трассу можно двигаться коньком. Часть трассы проходит по обледенелым дорогам, поэтому наконечники палок должны быть острыми. Сервисы расположены часто. Дают морс, шоколад и изюм.

Можно не торопиться, места в коттедже все комфортные.

 

День 3. Taivalkoski – Syote. 59Км

 

Размещение: Hotel Syötekeskus

 

Старт: 8:51. Финиш: 15…

Пункты питания на 9, 21, 28 и 40Км (по информации из буклета).

 

Схема третьего этапа.

 

Профиль из информационного буклета:

 

 

Анализ реального трека (к сожалению, навигатор после 33Км отключился и до финиша я присоединил трек Михаила Афанасенкова.):

 

 

Старт был прямо от отеля. Организаторы с самого начала предупредили, чтобы раньше 9 не стартовали, т.к. снегоход с резаком не успеет раньше. От отеля начинался достаточно извилистый спуск к подножью горнолыжного склона. По такому случаю Саша Корнилов предложил снять спуск нашей команды на камеру.

Вещи погрузили в автобусы примерно в 8:45 и в ожидании старта разбрелись кто – куда. Я заметил, что все же некоторые участники потихоньку стартуют. Для себя решил то же стартовать: но не торопиться, более быстрые все равно догонят. Это позволило в дальнейшем оптимально втянуться в работу.

После спуска лыжня петляет по местному красивому парку – по летним трекинговым тропам. Ширина позволяет идти коньком, но не хочется. Догоняю неспешных лыжников, которые так же, как и я, стартовали пораньше в надежде, не сильно отстать на финише от их более скоростных товарищей по команде.

Лыжи работают хорошо. Скольжение великолепное и отдача чувствуется редко. Тут меня догоняет Юра Соболев. Работает он мощно. Даром, что день отдыха. Но на спусках я его нагоняю. Вечером он слишком хорошо намазался мазью держания и поймал «тормозун». Даже в крутые подъемы он забирался на прямых лыжах, на «елочку» не переходил. Глядя на него мысль подмазаться ушла подальше. Лучше уж покататься в свое удовольствие, чем в буквальном смысле бежать на лыжах.

Выбежали к шоссе. Лыжня пошла по обочине, по противному серому грязному снегу. Потом попетляли еще немного по лесу и прибежали к автозаправке «на другой стороне дороги», где был устроен ланч – давали сэндвичи и горячие напитки прямо в кафе заправки (Фото1, Фото2, Фото3. Фото4, Фото5). Тут же стояли автобусы для уставших. Долго сидеть что-то не хотелось. После перекуса я прямо у судейского костра под удивленными взглядами «иностранцев» немного подмазался – впереди предстоял большой подъем. Надо отметить, что костры были организованы почти у каждого пункта питания. Скорее всего – для обогрева судей. Мы привыкли использовать костер и для подмазки лыж – слегка разогревать поверхность, чтобы мазь лучше ложилась. Иностранцы, наверное, так не делают.

После ланча лыжня пошла еще 7Км по равнинной по лесотундре и в итоге привела на озеро, на противоположном берегу которого был еще один сервис. И вот после него начинался подъем. Подмазаться лучше было тут.

Подъем был не такой крутой, как в первый день. Нас вели по широкой и ровной лесовозной дороге на гору. По рассказам бывалых лыжников, нам несказанно повезло – лесовозка бывает и грязной, когда по ней трелевщики ездят. Приходилось даже лыжи снимать. На первой части дороги подъемы чередовались с небольшими спусками. Я по незнанию уж думал, что все – верхняя точка пройдена. Но догнавшие меня Саша Анисимов и Дима Виленц сказали, что это не так. И правда, на 39 километре за очередным поворотом открылся длинный тягун – километра 3. Дорога была чистая и заснеженная. Можно было идти коньком, меняя нагрузку на мышцы. Финны пыхтели, но упорно лезли классикой.

Кончился подъем открытой площадкой, откуда открываются замечательные виды на долину. Там уже стоял Дима Виленц и фотографировал пробегающих. Подъем оказался не страшный. Если иметь представление о длине подъема, то можно даже упереться, поработать.

Спуск был великолепен! Около 3Км все время под уклон по абсолютно ровной и прямой лыжне. Повороты очень плавные. Под конец скорость возросла до 40Км/ч (не зря я захватил очки). Ради такого удовольствия стоило забираться на гору. Выкат был ровный, прямо к следующему сервису, к кафе в избушке на 45-м километре.

Внутри избы стояла печь типа русской, столы и лавки. Давали традиционный морс, шоколад и соленые огурцы. Хотелось чего-то большего: супа или жареной сосиски.

На следующем этапе нас повели по елово-сосновому парку, постепенно выводя к горнолыжному курорту Сьете-Кескус (Syötekeskus). У финнов вокруг горнолыжных курортов обязательно организуют и обычные лыжни. Так и тут, лыжней было много. Попадались отдыхающие. Видимо для них для интереса лыжню проложили не прямо, а зигзагами: она постоянно петляла, то поднималась на бугры, то стремительно скатывалась вниз. Это несколько напрягало: лыжи 207см не всегда вписывались в радиус поворота, приходилось выпрыгивать из лыжни.

Когда оставалось до финиша всего 5Км начался последний тягун – к горнолыжному подъемнику. Сил почти не осталось, и подъем дался с трудом. Похоже не только мне – словенцы, хотя и догнали меня на этом подъеме, свежими они не выглядели. Отель располагался на самой вершине горы. Предстояло подняться на «швабре» — как-то уцепиться за нее и подниматься, словно горнолыжник. Мне удалось это со второго раза: в первый я не рассчитал, что «швабра» не закреплена жестко, и сел на снег.

На лыжах мы подъехали непосредственно к дверям отеля. Возле входа стояли лыжи бывалых лыжников, в фойе уже ждал Дима Гришин. Остальные, как оказалось, в этот день не торопились – отдыхали и специально себя сдерживали перед предстоящим самым длинным днем. Саша Корнилов и Андрей Митрофанов давно увлекаются кроме беговых еще и горными лыжами. Они нахаляву (подъемники для участников ралли бесплатные) пару раз скатились по горнолыжным трассам на своих узких беговых лыжах.

Селили по фамилиям. Нам с Димой Гришиным и Сергеем Авдотьиным достался четырехместный двухэтажный номер. Мы заняли кровати на первом уровне, а Сергею позволили выбрать лучшую из оставшихся двух кроватей на антресолях. Впрочем, по удобству все места были равноценные.

Из окна и с балкона номера открывались потрясающие виды окрестных гор и мохнатых заснеженных горных елок (Фото1, Фото2, Фото3, Фото4, Фото5). Осталось загадкой, как они от такого обилия нависшего снега не обламываются? В Подмосковье они бы сломались бы от любого среднего ветерка.

Выводы: большую часть трассы можно идти коньком. Тягун в центре трассы не страшный. Его можно немного «поработать» и потом отдохнуть на приятном спуске. Есть несколько приятных мест для фотографирования, особенно с вершины подъема и на финише вокруг отеля.

 

День 4. SyöteRanua 86Км.

 

Размещение: отель Ilveslinna

 

Старт: 7:44. Финиш: 15:54.

Пункты питания на 13, 26, 44, 53, 60 и 73  Км (по информации из буклета).

 

Схема четвертого этапа.

 

Профиль из информационного буклета:

 

 

Анализ реального трека:

 

 

Этот день по программе самый длинный. Накануне нам показали профиль трассы: сразу со старта небольшой спуск, а потом подъем на гору, выше нашего отеля. Удивляло, что в отчете Михаила Афанасенкова такой горы не было. На его «профиле» был сразу крутой спуск и потом почти равнина. Решили этот вопрос разъяснить утром, после старта.

Желающие стартовали рано, в 7:00 – 7:30, прямо от дверей отеля. Тех, кто умел кататься по горнолыжному спуску, назвали «даунхильщиками» и пожелали им счастливого пути. Из русских вниз поехали Корнилов и Митрофанов. Они опередили основную массу лыжников на 20-30 минут. Остальные посчитали, что раз в этот день Миша засекает время не по моменту старта из отеля, а по моменту фактического старта по лыжне, то смысла стартовать раньше других нет. Мы поехали вниз на автобусе. Старт – сразу из дверей автобуса на нижней станции подъемника.

Накануне объявили: кто слабее, могут проехать с автобусом до середины трассы и стартовать оттуда, могут, наоборот, сойти с середины дистанции и уехать в отель. Но мы не за тем сюда приехали. Надо штурмовать лыжню.

Со старта я никак не мог разогнаться, чувствовалось, что зря вчера уперся. Отдохнуть не смог. Кое-как преодолел подъем первые 200 метров и облегченно увидел спуск в туннель под дорогой. И не зря. Правильно, что со старта я вырвался в первой группе: на спуске это позволило выбрать комфортную лыжню и комфортный ритм движения.

На третьем километре спуск кончился и нас повели по долине между двух холмов, усыпанных горнолыжными подъемниками, к гряде, видневшейся вдали. Местами нас выводили на заснеженные поля, где пришлось реально тропить: лыжню заметало за секунды. Даже видя в 100м впереди человека лыжни не было заметно. Но зато можно было воспользоваться коньковым ходом.

Лыжня плавно петляла и очень плавно поднималась вверх. Это почти не ощущалось. Только все больше стало попадаться характерных горных елок. Анализ трека показал, что на семикилометровом отрезке дистанции нас действительно подняли с отметки 200 м на высоту 375 метров. На 13м километре стоял первый питьевой сервис у избушки. После него еще три километра в гору. В районе таблички 15Км вышли на просеку, откуда открылись великолепные виды окрестностей. Вскоре начался спуск. Особенно крутой спуск начался после 20 км отметки. На дистанции 17Км нас спустили до высоты 136 метров. Но спуск не был легким. Местами приходилось «плужить» по извилистой и узкой тропике (лыжню там всю сровняли впередибегущие). Отдохнуть не получилось. Одно радовало, что практически без усилий мы прошли уже 25Км и что дальше – только равнина. Отметкой, что спуск закончен был сервис на 26 километре на автозаправке. Там стояли оба автобуса.

Дальше побежали мимо фермерских угодий и хуторов, по обычным ничем не запоминающимся полям и перелескам. На 44Км стоял чум. Давали суп из сосисок. Грех было не воспользоваться. К моему удивлению, из наших там еще сидели Володя Вольнов и Сергей Авдотьин. Они сказали, что Корнилов с Митрофановым совсем недавно ушли. Значит, я хорошо двигаюсь, не смотря на боль в паху от натертости.

Дальнейший путь был ничем не примечателен: жидкий карликовый лес, поля с заметенной лыжней и несколько сервисов. По переметенке гораздо легче и быстрее бежалось коньком. Местами лыжня по специальным мостикам пересекала живописные речки. Некоторые участки лыжни совпадали с «буранной трассой», парочка даже попалась навстречу. Ближе к Рануа для них повесили специальные информационные щиты со временем пробега лыжников.

Сначала я стал догонять тех, кто стартовал с середины дистанции, а потом и некоторых уставших лыжников, стартовавших ранее даунхилом. Где-то на этом участке обогнал Андрея Митрофанова и Сергея Авдотьина. Усталость некоторая была, но гораздо меньшая, чем на «Дмитриевской сотне». Когда выбежали на озеро (за 3Км до финиша), я даже решил покуражиться – со всей силы поработать коньком.

Финишировали в центре города Рануа в отеле Ilveslinna (переводится, как «лесная кошка» или «рысь» по нашему). Прямо у дверей отеля оставили лыжи и пошли селиться.

В этот раз мы жили в трехместном номере: я, Саша Корнилов и Сергей Авдотьин. Прибежавший чуть раньше Саша Корнилов уговорил сначала сходить в баню, поесть, а потом в город – искать вазелин. Ох, не надо было его слушать: аптека работает до 17. Но тогда мне жутко хотелось расслабиться в парилке и покушать.

Парились вместе со словенцами. Оказывается, они тоже уважают баньку. Могут даже в сугроб сигануть, что обещали продемонстрировать на следующий день.

На обед выбор был как никогда разнообразен. Самое вкусное: тушеное мясо (может даже это была оленина) и жареная семга с жареной картошечкой. Невозможно было устоять, чтобы не попробовать все.

Магазины расположены рядом с отелем, но я опоздал всего на 10 минут: аптека закрылась, работал только супермаркет. По совету местных жителей, я пошел в расположенный рядом госпиталь. Там работал дежурный врач. Вазелин (называется так же, как и по-русски) с собой сначала давать не хотели, но выслушав мой грустный рассказ о предстоящих трех днях гонки, мне вручили совершенно новый тюбик отличного финского вазелина.

В супермаркете ничего особенного не было. Цены несколько выше московских. Зато любители пива смогли пополнить свои запасы на оставшиеся дни. Пиво, оказалось, очень хорошо утоляет жажду и восстанавливает.

Парафинить лыжи в этот день я не стал. Погода обещала быть такой же, да и с усталости идти в соседнее здание не хотелось. Я решил утром положить немного мази держания и натереть твердый ускоритель.

Вечером на «Инфо» приехала Анита, рассказала нам про перипетии предстоящих дней. Самое главное – ледовая обстановка в последний день ожидается благоприятной для лыж.

Выводы: Если умеете, лучше спуститесь с горы по горнолыжному спуску, либо пешком. Абсолютно всю трассу можно идти коньком. Подъемы не трудные. Сервисы достаточно сбалансированы по расстоянию. Недостатка питься нет. Есть несколько красивых мест для фотографирования, в т.ч. вид на горную реку с моста. До заката успеть финишировать совершенно реально. И не забудьте про пиво в супермаркете.

 

День 5. RanuaHosio 47Км.

Размещение: школа в Ruona или в Hosio.

 

Старт: 09:08. Финиш: 14:09.

Пункты питания на 19 и 32 Км (по информации из буклета).

 

Схема пятого этапа.

 

Профиль из информационного буклета:

 

 

Анализ реального трека.

 

 

Наконец-то можно выспаться, т.к. старт намечен прямо от отеля в 9:00. И то не сразу…

Вся дружная компания лыжников собралась в фойе отеля. Дождались команды организатора, Аниты, выходить на фотографирование. Сзади отеля на берегу озера организован искусственный амфитеатр. Все лыжники собрались в кучу, и приглашенный фотограф пополнил архив ралли (Фото1, Фото2, Фото3, Фото 4, Фото5).

Потом все почти одновременно побежали по озеру. Саше Корнилову наконец-то удалось заснять общий старт и проход мимо камеры нашей команды.

Я не торопился. Ведь это – день отдыха. 47Км = день отдыха. Бегу не спеша, часто останавливаюсь, фотографирую. Потеряться негде: везде маркировка и информационные указатели.

Трасса в целом ровная: начальный этап по озерам и полям. По профилю максимальный набор высоты «целых» 50м. на семикилометровом участке.

На 19-м километре неожиданно на излучине реки натыкаюсь на первый ланч. Голода нет, но это традиция – съесть сосиску за Ивана Исаева. По преданию, Иван Исаев, редактор журнала «Лыжный спорт», когда-то впервые открывший российским лыжникам глаза на RR, пробежал в пылу борьбы мимо сосисок, о чем жалеет до сих пор.

Те, кто прибежал первый, расселись на лавочки возле жаровни, сделанной из автомобильного диска. Нашим лидерам пришлось даже посоревноваться с немцами за лучшие места у костра. Остальные скучились стоя возле других жаровен. Сосисок много, хватает всем и не по одной. Специальные струганные палочки то же лежат наготове. Я съел сосиску за себя, съел за Ивана. Больше не лезло – голод еще не подступил.

Потихоньку побежал дальше. Через 13Км лыжня привела в школу Ruona, где был второй сервис и где нам предстояло ночевать на матрасах. Во дворе школы лыжников встречали радостные дети с флажками разных стран и символ округа – белый медведь. Дети старались взять, как можно больше автографов, но еще больше старались побыстрее улизнуть на соседнюю детскую площадку (Фото 1, Фото2, Фото3, Фото4, Фото5).

Возле входа уже были сложены наши вещи. Мы решили сразу занять школьный класс, чтобы после финиша располагаться вместе и максимально комфортно. Местный физрук выделил нам отдельный класс и гору матрасов. Мы быстро побросали на них вещи. Вроде как «застолбили» и побежали дальше. До финиша оставалось еще 15Км.

Пролетели они на одном дыхании: равнина и небольшие спуски. Местами лыжня проходит по красивому лесу. Фотография в начале отчета сделана именно на этом участке (еще Фото1, Фото2, Фото3, Фото4, Фото5).

Финиш был то же в школе, Hosio. Половина участников оставалась ночевать тут. Причем им предоставляли кровати с матрасами. Остальные могли попить, слегка закусить и на автобусе ехать назад, в школу Ruona.

15 мужиков разместились в огромном классе. На матрасах прямо на полу. Это «изюминка» ралли: ночевка в своих спальниках, о чем предупреждали заранее.

В подвале школы есть сунна с душем. Финны такой народ, что сауны у них и в детских садах и в кинотеатрах, вдруг кому-нибудь приспичит ;-)

Туалет, кроме сауны есть еще в коридоре школы. Раковин гораздо больше. Больших очередей не было.

Кормили однообразно, но вкусно, прямо в столовой школы. Шведский стол, но второе и суп только одного вида.

Отобедав, мы пошли погулять по окрестностям. Сходили на реку и проводили солнце (Фото1, Фото2, Фото3, Фото4, Фото5, Фото6, Фото7, Фото8, Фото9).

«Ваксинг-рум» был в подвале той же школы. На всех было два стола. Очень пригодились лыжные станки, привезенные Михаилом Афанасенковым и Володей Вольновым.

Вечером принесли групповые фотографии. Продавали их по 5 евро. Получилась фотография хорошо. Мы жадничать не стали.

Время коротали за чтением финских учебников для третьего класса. Поразительно, что уже в этом возрасте им объясняют, как выбраться из полыньи, если случайно туда провалятся катаясь на коньках, объясняют правила езды на велосипеде по городским улицам, а обозначение рельефа на карте иллюстрируют с помощью взбирающегося в гору лыжника. Т.е. в таком возрасте они уже активно катаются по рекам и озерам на коньках, бегают на лыжах и знают, как забираться в гору.

Спалось плохо: не удобно, обязательно кто-нибудь из уставших мужиков храпел, а утром «жаворонки» начали вдобавок шуршать пакетиками. Даже шутка такая родилась: «Шуршунчик, ну прошурши еще, все равно уже разбудил, и шуршишь ты так мелодично ;-).»

 

Выводы: До первого ланча надо бежать из всех сил, чтобы занять лучшие места у жаровни. Дальше можно не торопиться. Если выпадет жребий жить в Hosio, то лучше обязать лидера, того, кто из команды пробежит быстрее, занять рядом кровати на всю команду. Если ночевать предстоит в Ruona, то стоит занять места, когда участники останавливаются во дворе школы на втором сервисе. Финиш ранний, и лучше с завтрака захватить бутерброды и сок, чтобы перекусить после финиша.

 

День 6. HosioHonkamaa. 59,4Км.

 

Размещение: в приюте Honkamaa.

Старт: 8:42. Финиш: 13:45.

Сервисы на 12, 22, 35 и 46 Км (по информации из буклета).

 

Схема шестого этапа.

 

Профиль из информационного буклета:

 

 

 

Анализ реального трека.

 

 

 

Утром нас отвезли на автобусе в Hosio. Остальные, кто там ночевал, стартовали прямо от отеля. Это был последний «зачетный» день, определенный Михаилом для внутрикомандных соревнований. Кроме того, многие уже привыкли меряться силами с немцами, финнами и словенцами. Мы уж думали, что соперники стартовали, но они еще толпились у дверей. Наверное, не хотели тропить. Нам удалось открыть старт.

Лыжня ровная, в целом под гору. Это совершенно не чувствуется. Коньком идти почти невозможно. Лыжня местами проходит по заросшим вырубкам (торчит молодая поросль) и поперек лесопосадок, по стиральной доске и кочкам. Все это до боли напомнило родное Подмосковье: заросшие спуски к Клубышу и Волгуше на «сотенной» трассе.

Но и наши лидеры уперлись во всю. Основная борьба зарзвернулась между Михаилом Афанасеноквым и Михаилом Агеевым. По итогам первых двух дней Агеев проигрывал всего 5 минут. Но тут он за один толчок руками резко уходил вперед, пока Миша Афанасенков сзади, толкаясь в два раза чаще, пытался его догнать. Все вскрылось на финише: Миша Агеев, прочитав прошлогодний отчет «Афанаса», применил ту же тактику: не стал класть мазь держания. И даже наоборот, запарафинил колодку. Он всю дистанцию шел на руках и в итоге опередил Михаила Афанасенкова на 10 минут, и выиграл в общем зачете ветровку с символикой трех лыжников.

Я то же не стал фотографировать и побежал из всех сил. Настолько, чтобы и быстро бежать, но и получать удовольствие от полета над лыжней.

На 12-м километре был первый сервис и сразу ланч: готовые жареные сардельки. Бывалый Дима Виленц сказал, что дальше кормить не будут. Дальше – только питье и легкие закуски. Но есть совсем еще не хотелось. Пришлось сосиски проигнорировать. Зато бежало легко.

Словенец Слободан догнал меня только перед самым финишем. Похвалил, мол, что сегодня я на удивление хорошо поработал. Я и сам это чувствовал: и лыжи скользили, и силы, как ни странно, были, и натертости не беспокоили. Финский вазелин работал отлично!

В этот день мы никуда не уезжали, а размещались в религиозном центре Honkamaa, где финишировали. Накануне вечером нас предупредили, что быстрые лыжники спать будут на двухъярусных кроватях, а кто не успел, на полу на матрасах. Опять в своих спальниках. Остальную половину лыжников повезли в гостиницу ЙокиКескус с нормальным душем и рестораном.

Наши прибежали одни из первых, но почти все комнаты уже были заняты: некоторые команды отрядили своих представителей на автобусах занимать места. Тем не менее, кровати всем нам достались, хотя и в разных местах.

Душ в лагере отсутствовал. Мылись попеременно мужчины и женщины в традиционной русской бане: из шаек. Зато была возможность после парилки нырнуть в сугроб. Словенцы это здорово продемонстрировали.

Можно было купить _очень_ легкое пиво. Как сказали финны: «это не пиво, это пильснер». Но свое кончилось, а другого не было. Обед был ранний и не прекращался до самого ужина. Некоторые ходили обедать не один раз. Давали суп из сосисок, бутерброды и вкуснейший густой кисель со взбитыми сливками.

В ожидании вечерней информации слонялись по двору, фотографировлаись на фоне мощного «бурана» и на нем, не могли не отметить специальный лыжный резак (лучше бы они летом топориком проходы в вырубках почистили – ножи резака березовую поросль не срезают, а только «лохматят»).

«Ваксинг рум» был устроен в избе. К имевшимся толстенным столам и лавкам еще не каждая струбцина подходила. Опять выручил привезенный станок. Хотя можно было за 20 евро воспользоваться услугами специально обученного сервисера. Многие так и делали, и с парафинами не заморачивались.

Вечером к нам в лагерь на автобусе привезли тех, кто поселился в ЙокиКескус, и прямо во время ужина устроили лотерею. За одноевровый билетик можно было выиграть всякую мелочь типа налобного фонарика, полотенца или туристического топорика.

 

Выводы: Можно всю трассу легко пройти на руках. Километровым табличкам лучше не верить. Реально трасса на 5Км длиннее, чем написано. Особенно это важно, если борьба разворачивается на последних километрах. Первым лучше подсуетиться и занять кровати на всю команду. С едой проблем нет.

 

День 7. HonkamaaTornio. 70Км.

 

Размещение: отель в Tornio.

 

Старт: 7:17. Финиш: 15:33.

 

Сервисы на 20, 35, 40, 50 и 57Км (по информации из буклета).

 

Схема седьмого этапа.

 

Профиль из информационного буклета:

 

 

 

Анализ реального трека.

 

 

 

Это был последний день ралли. Как ни удивительно, сил оставалось много, очень хотелось побегать вволю. Но что-то не сложилось.

Накануне нам объявили, что в этом году ледовая обстановка хорошая, и финишировать мы будем по заливу прямо до отеля. Последние 10 километров предстояло пройти по открытой местности против ветра. Пришлось одеться соответственно погоде и повязать вокруг пояса ветровку.

Стартовав прямо от лагеря, через 10 минут я вспомнил, что забыл флисовку на вешалке в шкафу, где она сушилась. Пришлось вернуться.

Погода приближалась к нулю. И через 5Км, когда начались первые подъемы, я понял, что не угадал с мазью держания. Ощущалась отдача. Первая часть трассы проходила по каменным грядам. Узкие подъемы вверх, местами «елочкой», и извилистые спуски между камней вниз. Даже знаки специальные «лыжные» стояли. Иной раз значки очень потешные попадались, типа «червячка» или «можно бежать быстрее, чем 40Км/ч») (Фото1, Фото2, Фото3, Фото4). На одном из спусков я впервые за все дни ралли не вписался в поворот и упал.

Идти всю дистанцию на руках ни сил, ни желания, не было. Встал подмазаться. Тут меня последовательно обогнали все наши. Даже Саша Корнилов и Юра Соболев, которые стартовали на пол часа раньше. Выяснилось, что они зачем-то подлезли под ограждающий волчатник и убежали 4Км в другую сторону. Зато мне было веселее: я побежал вместе с Корниловым. Всю дорогу снимали друг друга на фото и видео, не спешили, отдыхали.

Когда жажда стала нестерпимой, на длинном спуске на 20-м километре попался первый сервис. Еле успели затормозить. Но зато это означало, что гряды кончились. Дальше пошло более-менее ровно. Стали появляться непонятные значки: по идее число сверху означает, сколько осталось, а снизу – сколько прошли. Но баланс не бьется с общей длинной дистанции, сумма на 5 километров меньше.

В полдень потеплело, и местами проявлялся подлип. Мы даже сняли одну из табличек с лыжником, которые в большом количестве были развешены на деревьях, полагая ее использовать в качестве скребка для соскабливания лишней мази, если совсем невмоготу станет.

Сервис на 35-м километре располагался на краю поселка. Мы погрелись у жаркого костра, попили морса. Дальше путь предстоял прямо по улицам поселка и потом по заливу.

На открытом месте лыжню местами замело. Пришлось немного тропить. Вдруг сзади откуда ни возьмись нам догнал Володя Вольнов. Загадка, где он бегал все это время. На берегу залива живописно расположилась старая церковь. Она из старейших в Лапландии.

После церкви нас опять повели по поселку и вывели на мост через железную дорогу. Наверное, прейти ее по-другому нельзя. Зато после моста начались отличные лыжни под «конек» и нас вывели к небольшому горнолыжному курорту. Возле подъемников, на 40м километре, в теплом кафе был ланч. Горячий бульон и сэндвичи были очень кстати. Там же я табличкой соскреб тормозящую мазь и положил фиолетовую «-2+3».

Дальнейший путь проходил по ровным широким просекам, накатанным под конек и нарезанным сбоку под классику. По сути, до финиша можно было идти коньковым ходом.

Сервис на 50-м километре располагался на длинной и прямой ЛЭП. Почти, как радонежская ЛЭП, только без оврагов. Кроме нас с Сашей далеко впереди постоянно виднелся силуэт Володи Вольнова. После ЛЭП лыжня зацепила край карьера, но дальше мы опять побежали по ровным просекам и дорожкам вдоль оросительных канав.

На 57-м на обочине шоссе отмечали всех участников. Мы были примерно 30-е. Дальше начинался путь по льду: сначала по руслу реки, а потом по заливам. Я одел ветровку.

Река петляла. Ветер дул то в лицо, то в бок. Жаль, что не в спину. Посередине реки была расчищена дорожка для бега на коньках: несколько километров прямо по льду реки. Снег рядом был укатан буранами. Можно было менять стиль на «коньковый», давая «классическим» мышцам отдыхать.

За очередным поворотом показался символ Икеи. Это уже Торинио – точнее городок на Шведской стороне. После автомобильного моста вдоль флажков, обозначающих финишный коридор, мы отлично финишировали прямо напротив отеля. Девушки-волонтеры помогли найти вещи и объяснили наш дальнейший распорядок.

Быстро помылись в сауне с бассейном, пообедали и пошли гулять в город Торнио, выбирать подарки и сувениры. Те, кто прибежал пораньше, пошли в Икея. Я ограничился спортивным магазином и местным торговым центром. Цены, в среднем, в полтора-два раза выше московских на все. Например лыжи Fischer RCS последней модели стоят 500евро, в то время, как в Москве они по 300. Но удалось найти кое-что равноценное или необычное для Москвы. И, конечно, спиртное на вечер не забыли купить.

Вечером был ужин фирменным блюдом «рагу из оленины с брусникой». После него — церемония закрытия. Т.к. время не учитывают, то абсолютно всем участникам подарили сувенирные лыжные палки, грамоты и памятные буклеты. Все команды выступили на сцене с рассказом или песней, символизирующей свою страну. Мы исполнили песню Крокодила Гены на финском языке, вставив некоторые слова на тему лыжного ралли. Зал был в восторге. В кино, которое снимал Саша Корнилов, это хорошо видно. В заключение американки зажги всех танцами и хороводом между рядами.

Кому было мало, пошли еще и на дискотеку.

 

Выводы: Лучше не торопиться и бежать спокойно. Если есть желание успеть пройтись по финским магазинам, лучше прибежать пораньше. Магазины закрываются рано, в 17 — 18. Первая часть трассы «горная», мазь держания необходима, зато после 40Км можно идти коньком до самого финиша. Дистанция на этом участке ровная.

 

Дорога Торнио – Оулу – Хельсинки — Москва

 

Утром все вместе на автобусе организаторов поехали до Оулу.

Немного погуляли по городу, посмотрели на старинный порт, на лабазы, на памятник рыночному полицейскому, которому надо обязательно погладить бляху ремня. Тут же возле полицейского посетили два сувенирных магазинчика.

Примечательно, что от гололеда финны используют каменную крошку. Местами ее так много, что улицы черные, будто углем посыпаны.

Через полтора часа большая часть нашей команды погрузилась в микроавтобусы и отправилась до Костомукши, а я, Дмитрий Виленц и Александр Анисимов купили билеты на скоростной поезд «Pendolino» до Хельсинки.

В дороге пили пиво, читали книжки, болтали и наблюдали, как по мере приближения к югу меняется ландшафт и уменьшается толщина снега.

Поезд разгонялся местами до 150Км/ч. и в Хельсинки мы прибыли примерно через 4 часа. На платформах и тротуарах – все та же каменная крошка. Было страшно за колесики у чемодана.

До посадки на московский поезд оставалось 40 минут. Мы пообедали в привокзальном ресторанчике, высунули нос на привокзальную площадь и загрузились в полупустой поезд «Лев Толстой» Хельсинки –Москва. В купе ехали по двое.

Утро нас встретило в р-не Клина захламленным нечищеным подмосковным лесом и черным неприглядным снегом. Разительный контраст с лесами Лапландии. Встать на лыжи что-то не тянуло.

На Ленинградском вокзале мы были уже в 8 утра следующего дня. Удобно – путь от Торнио до Москвы занял ровно сутки. У другой части команды через Костомукшу и С-Петербург получилось на 17 часов длиннее.

 

Выводы: лучше на ралли брать не чемодан, а большую спортивную сумку. Колесики по рыхлому снегу и каменной крошке плохо едут. Могут сломаться. Можно брать и рюкзак, но каждый раз его разбирать-собирать неудобно.

 

Ссылки:

  1. Официальный сайт ралли: http://rajaltarajallehiihto.ranua.fi/?deptid=6740
  2. Официальный буклет о ралли (2008-2010):

http://izib.narod.ru/Sport/200903_RR3.files/RR_booklet_p1.jpg

http://izib.narod.ru/Sport/200903_RR3.files/RR_booklet_p2.jpg

  1. Сайт Михаила Афанасенкова, посвященный длительным лыжным пробегам: http://www.100km.ru/
  2. Отчет о ралли 2008 г. Михаила Афанасенкова: http://aisafronov.100km.ru/vneplan/rajalta-rajalle-hiihto-440-km
  3. Дневник Михаила Афанасенкова на ралли 2008 http://www.100km.ru/rr/rr2008/
  4. Отчет Михаила Афанасенкова о ралли 2009 и общие фотографии: http://www.100km.ru/rr/rr2009/
  5. Анализ треков проведен программой «Альтиметр», любезно предоставленной любителями велопробегов из Пущино http://www.pushchinoonbike.narod.ru/soft/bikersoft.html (для скачивания требуется регистрация на сайте).
  6. Информационное обсуждение в ЖЖ: http://community.livejournal.com/slazav_news/363482.html
  7. Короткий фильм о ралли (оператор А.Корнилов, монтаж М.Афанасенков): http://www.100km.ru/rr2009-video/

 

Присоединяйтесь на следующий год!