Сагдуллин Булат о СС-2009

Сагдуллин Булат о СС-2009

Отчет об участии в «Сафроновской сотне-2009». Сагдуллин Булат.

 

Сафроновская сотня – это туристическая лыжная гонка на 100 км с тремя кострами на дистанции, где можно поесть и попить, так же бывают дополнительные «поилки». На кострах и поилках трудятся добрые люди, без которых проведение этой гонки было бы невозможным. Дистанция проходит в Подмосковье, начинается от ст. Поварово-1 Ленинградского направления, идет практически точно  на восток, не доезжая около 5 км до ст. Радонеж Ярославской ж.д., поворачивает назад, финиш примерно в 5-8 км от станций Турист и Морозки Савеловской ж.д.

 

Участвовал впервые. Из опыта марафонов имел только Московскую лыжню-2009 (40 км), и участие в 40 км-походах группы Сафронова в 2008 году. Знал, что первые 2/3 дистанции надо «халявить», так как главное в таких гонках – дойти до финиша, по крайней мере, в первый раз. И, мне кажется, это гонка с самим собой, а не с соперниками. Уверен, лидеры думают иначе. Так или иначе, я поставил цель – постараться пройти всю дистанцию.

 

Начало было не очень хорошим – на гонку я не зарегистрировался, а значит, на питание на кострах рассчитывать не приходилось. Взял с собой термос с чаем, и немного еды в дорогу (сладкое, орехи, бутерброды с ветчиной). На нужную электричку опоздал, что в сочетании с плохим знанием трассы обещало увлекательное ориентирование. Но, к счастью, в электричке встретил опытного участника, Немкова А.Н. семидесяти лет, у него, за плечами 24 пройденных сафроновских сотни, это больше чем у кого бы то ни было. Подглядев у него, какую он выбрал мазь (у меня тут опыт нулевой), и, договорившись о помощи в ориентировании, я успокоился.

 

Вышли из электрички примерно на полчаса позже основной группы. Великолепная погода – солнце, мороз около -12 градусов, которого я, сидя дома, опасался – все оказалось просто замечательно. Лыжи скользили и держали очень хорошо, такого сочетания условий у меня не было уже лет 10, и я не мог сдерживать эмоций – бежал в хорошем тренировочном темпе, решив, что даже если и не добегу, то уж удовольствие получу. В таком режиме прошло километров 30, я приноровился и начал обгонять некоторых из ранее стартовавших участников. На пересечении лыжни с Рогачевским шоссе нас напоили прекраснейшим чаем – сладким, с большим количеством черной смородины, я был просто растроган. И здесь, и на всех кострах, хоть и замечали отсутствие у меня номера, но чай наливали, иногда подкармливали, и в протоколы вносили, хотя я ни на что я не надеялся. Спасибо! Так вот, после 30 км у меня начала сходить мазь, но я по неопытности боролся, как мог, и километру к 38-му (все километражи даются достаточно условно) понял, что «приплыл». Осознав, что так нельзя, остановился, промазал лыжи, возможно, хлебнул чая или съел чего-нибудь. (Впоследствии подмазывался еще раза четыре.) Итого, потратив минуты 3, я понял, что надо было это сделать гораздо раньше, и, хотя к первому костру (43 км) мои силы начали восстанавливаться, все равно я подумывал о том, что гонка для меня почти закончилась.

Совет новичкам №1: не откладывайте обновление мази. Времени потеряете немного, зато сохраните много сил. Минуты на этой гонке ничего не решают.

 Но так просто я сдаваться не хотел, и, решив спокойно перекусить и отдохнуть, совершил стандартную ошибку начинающих: выпил пол-литра чая, набил брюхо едой.

Совет новичкам №2:на кострах ешьте немного, только для поддержания движения. Имейте в кармане сладкую подкормку, которую удобно кушать по пути. Когда появляется слабость – съешьте кусочек. Но не налегайте.

Покачиваясь от перегруза, «поплыл» в сторону Морозок, думая пройти еще хотя бы 30 км. К Морозкам идет веселый спуск, и, получив дозу адреналинчика, пересекаю Дмитровское шоссе. К счастью, быстро нашел лыжню и побежал вперед. Километров 10-15 сказывались результаты чревоугодия, катилось не очень, но обнадеживало то, что организм уже не показывал признаков усталости. Дальше – лучше. Переварив еду, я вошел в «пик формы», и с совершенно неожиданной бодростью в духе и теле выскочил ко второму костру (60 км), не присев выпил чаю и побежал дальше.

Совет новичкам №3:на кострах работают добрые люди, и наливают вам много чая. Не пейте больше 2/3 стаканчика за раз, это тяжелоJ Всегда говорите спасибо костровым командам, как бы вы ни устали. Они стараются для вас!

Тут я начал подозревать, что у меня есть шансы дойти до финиша, и по-прежнему чувствуя себя хорошо, добежал до третьего костра (74 км). Внутренний искуситель говорил мне бежать дальше, ведь осталось «чуть-чуть». Решив, что риск тут не уместен, я все же решил перекусить. И не зря – оставшиеся 26 км оказались самыми трудными. Некоторое время еще шлось неплохо, но потом начало темнеть, и одновременно стали покидать силы. Не знаю, есть ли тут психологическая связь, или стало холодать, или просто совпадение. Фонарика у меня не было, но я решил бежать вперед в своем темпе до тех пор, пока не потеряю лыжню, а там ждать кого-нибудь из догоняющих. Некоторое время все получалось, но при пересечении ЛЭП я потерялся. Зная, что лыжня где-то рядом, и недалеко позади есть участники соревнований, спокойно ждал. Увидел два фонарика, побежал, «упал на хвост». Так до конца и плелся (не потому, что спина была медленная, а потому, что у меня не было сил бежать, и будь спина побыстрее, мне бы пришлось ждать кого-то еще J) за чьей-то спиной. Надо сказать, что зимой потерять лыжню не так уж просто, снег отражает свет, всегда что-то да видно. Но перекрестки, наст или метель могут сыграть с вами шутку. Более того, финишный костер вы вряд ли сами найдете, если не знаете хорошо трассу. Поэтому,

Совет новичкам №4:лучше всего ходить всю зиму с группой Сафронова и знать маршрут. А так же участвовать в заготовке дров для костров — это будет честнее. Но если уж у вас с этим не сложилось, все равно участвуйте, тут всем рады! Изучите хорошо маршрут по карте, на 90% он  прост, и в случае неуверенности возвращайтесь на «место уверенности», ждите другого участника. Имейте с собой компас, карту, фонарик, деньги и телефон.

Приехал на финиш я уже с языком на плече, последние 10 километров думая, что финиш – за поворотом… ну вот же он… ну может еще пару километров, но не больше… вот…нет…где же он… где его черти носят….финиш…где финиш…фи…фи…да ну его, мне уже все равно…ну вот ты и пришел, как долго я тебя ждал…(сил хватает лишь на легкую улыбку).

Сначала записывают твое время, потом спрашивают, что будешь пить (налить ли, мол?). Отвечаю, что сначала чай, потом налить. Делают. Потом каша, еще разная еда… сидишь, ешь, в некотором отстранении от действительности. Финишируют другие участники, меняются соседи за костром, с ними общаешься, иногда ходишь спросить еще чего-нибудь сладкого.

Совет новичкам №5: имейте с собой теплую одежду – вам еще возвращаться.

Дорога до электрички не очень близкая, но все под горку. В электричке участники празднуют окончание соревнований, милиционеры дважды проходят мимо, настойчиво рекомендуя «убрать все это». На третий раз уже сердятся, не уходят, пока «все» не убрано. Но все равно, всем хорошо.

 

А главное – я сделал это! Ура-а-а-а!!! Пусть погода была слишком благосклонна, и в другой раз будет втрое тяжелее. Я жду этого.

 

Закончить хочется фразой из отчета Саватеева Алексея о его первом участии в «Сафроновской Сотне»:

Совет новичкам №6: «обязательно сходите 100 километров. Обязательно!! Не пожалеете об этом!»

 

Сагдуллин Булат, 11 апреля 2009 г.