Впечатления Александра Викулина (Карельская сотня)

“Еда! Это сладкое слово еда” – думал я, пододвигая полешко-табурет поближе к столу, и отправляя в рот трясущимися руками один бутерброд со свежепосоленной форелью за другим.

100km Kalevala Cross Country Ski Marathon  (Александр Викулин)

Ура, товарищи! 29 марта 2009 г. я осилил свой первый лыжный супермарафон на 100км – Первая Карельская Сотня. Эта гонка прошла по живописнейшим местам Карелии, вокруг города Калевала. Ээээ… вообще-то во время гонки мне было не до красот природы, но об этом позже…

Мне всегда нравились беговые лыжи – это лучшая физкультура для организма, поскольку одновременно задействаны все четыре конечности, да и вообще практически все мышцы (спина, пресс, плечи и т.п.). Кроме того природа, свежий воздух и всё такое, но до марта прошлого года я катался не больше 15км за раз и то не чаще пары раз в месяц. Ну было дело 3 раза участвовал в соревнованиях по ночному ориентированию на лыжах – Азимут, где мы наматывали за ночь около 45-55км. Ну разок может бегали что-нибудь вроде Малино-Аникеевка как тренировку перед Азимутом. И вот 23 февраля прошлого года во время Азимута мне ребята рассказали, что есть такие “дедушки” – группа Сафронова, которые аж каждую субботу бегают на лыжах по 45-55км, а раз в год, в последнее воскресенье февраля устраивают немыслимое – забег на 100км, с кострами, пунктами питания и т.п. “Круто!” – подумал я, и придя домой, сразу побежал в Интернет искать про них информацию.

Тогда я не решился пойти кататься с Сафроновцами. Боялся, что буду плестись там в хвосте. Посмотрел какие они бегают маршруты, пару раз пробежал Калистово-Абрамцево (35км). Мне понравилось!

Потом наступила весна. Сафроновцы снимают лыжи, надевают кроссовки и так и продолжают каждую субботу бегать по 35км. Я понимал, что бегом такое расстояние мне пока не светит никак, но начал потихоньку бегать в Сокольниках. Впрочем без особого успеха. Бегать я не люблю. Бег, в отличии от лыж – это огромная ударная нагрузка на суставы и у меня уже после 5-10км начинают сильно болеть колени и тазобедренный сустав. Сейчас я, правда, подозреваю, что дело в неправильных кроссовках… В общем мои беговые успехи ограничились 15км за 1:21, и участием в Nike Human Race 10K 31-го августа, когда я сумел пробежать 10км за 49:58.

Зима в этом году была морозная, но снег выпал поздно, только в середине января. С первым же снегом я помчался в Сокольники накручивать круги на пруду. “С первым снегом!”, “С открытием сезона!” – то и дело слышал я от счастливых встречавшихся мне лыжников. Сезон стартовал! Я наматывал 650м круги по пруду то коньком, то классикой, но давалось оно как-то нелегко и я опять начал сомневаться смогу ли кататься с Сафроновцами, но тут Олег Хлопов, наш капитан по Азимутовским бегам, предложил провести 23-го января тренировку по 40км Сафроновскому маршруту Холщёвики-Звенигород. Вставать так рано как они нам было лень – они садятся в электричку в районе 7 часов утра. Мы поехали за ними примерно на час позже и к моему удивлению уже до привала с костром на 28км мы догнали и обогнали кучу народу. И хотя на последнем километре перед привалом у меня начало сводить мышцы ног, я понял, что бегать с ними можно и нужно. Когда же я увидел огромный костёр, этих открытых, приветливых людей, этот объёмный кан с чаем, из которого любой мог подойти и зачерпнуть себе чая, этот общий стол, куда каждый внёс свою вкусную лепту – я влюбился… и понял, что уже не хочу бежать Азимут – он ещё в прошлом году перестал быть для меня вызовом, вот 100км – это да!

С того дня, несмотря на то, что вставать приходилось аж в 6 утра, я начал ходить в походы с группой каждую субботу. Но предстояло приложить ещё немало усилий, чтобы поднять среднюю скорость на маршруте, включая все остановки на отдых и питание, до такого уровня, который позволил бы пройти сотню за более-менее приемлимое время. В случае Сафроновской сотни, точнее ~94км, которые проходятся на время (остальные ~6км идут уже потом до электрички в свободном темпе), это означало, что желательно уложиться в 10, максимум 11 часов, чтобы не блуждать по лесу по темноте с фонариком. Благодаря такими техническими ухищрениями, как использование питьевухи, наполненной изотоническим напитком, и, возможно, благодаря возросшей физической кондиции, мне таки удалось пробежать 14 февраля 42км маршрут Поварово-Морозки, повторяющий первую часть сотни, со средней скоростью 9.5км/ч. Причём до подъёмов после р. Волгуши я держал среднюю скорость 11км/ч. Это давало надежду осилить сотню до темноты и я записался.

К сожалению Сафроновскую сотню пробежать мне не удалось. На первых же метрах дистанции у меня пополам сломалась лыжа, которую я, по всей видимости, повредил ещё дома, чрезмерно прогнув лыжу при установке на станок. К моему недоумению топовые лыжи Madshus сделаны просто из твёрдого пенопласта! Там внутри больше ничего нет, только тонкий слой стекловолокна вокруг!

Лыжа сломана, но пропускать такой праздник мне не хотелось, поэтому я быстро вернулся домой, в Москву, взял старые лыжи с насечками, приехал в Морозки на первый сотенный костёр и пробежал заключительные 55км. Они мне, кстати, дались очень нелегко. Я затратил 6 часов и порядком устал. Лыжи с насечками скверно скользят и даже под горку всё равно приходится активно работать, чтобы продолжать двигаться вперёд. С другой стороны эти 55км дали мне надежду, что на хороших лыжах я смогу проехать сотню менее, чем за 10 часов. Было очень обидно, что следующего такого случая придётся ждать целый год. Но тут вдруг появилась информация, что в последнее воскресенье марта Михаил Афанасенков, один из руководителей группы Сафронова, устраивает 100км гонку в Карелии, в Калевале. Это был мой второй шанс!

В рамках дальнейшей подготовки к сотне я решил попробовать пройти маршрут в районе 70км. Сафроновцы столько не бегают, поэтому я обратил свои взоры на группу Дмитриева. Они более безбашенные. Маршруты длиннее. На них нередко приходится пробираться сквозь буреломы и др. препятствия. Частенько они выбираются из лесов к дорогам и электричкам глубоко затемно, но я решил рискнуть и 14 марта отправился с ними по маршруту Лесодолгоруково – Решетниково. Был чудесный солнечный день. На полях лежал очень прочный наст, по которому мы в удовольствие гнали коньком. В этом походе я в очередной раз убедился, что к питанию на таких длинных маршрутах нужно подходить серьёзно. Я почему-то решил не брать питьевуху, а обойтись термосом с чаем и овсяным печением. Этого мне хватило на 40км. Остальные 5км до привала с костром я тащился как зомби. Каково же было моё разочарование, когда на костре я не обнаружил ни одного кана с чаем. То есть, народ был, но такого понятия как огромный общественный кан с чаем там в принципе не существует. Все как-то кучкуются вокруг товарищей, берущих с собой маленькие каны на пару литров и все эти каны были пусты. В итоге чая я так и не попил, а просто напился воды из ручья и её же налил в термос. Маршрут получился на 75км, которые я прошёл за 9ч58м, включая все остановки на отдых и питание. Это был довольно скверный результат и я для себя решил, что каждый отрезок между пунктами питания на сотне я должен ехать хоть и быстро, но не загоняя себя, и обязательно должен на каждом пункте хорошенько кушать и отдыхать минут по 15-20.

И вот наступил день Икс – Первая Карельская Гонка на 100км стартовала! Мне казалось, что готов я примерно как Ярослав Квасов и могу попробовать пройти сотню в его темпе. Я встал на лыжню прямо за ним и ни сколько не напрягаясь ушёл с ним со старта. На разгоне я даже сдерживал себя, чтобы не наезжать ему на лыжи, но километров через 4-5 я почувствовал, что всё же мне труднова-то идти в его темпе и он начал медленно уходить. В районе 10км, на вершине одного из подъёмов я решил, наконец, попить. Питьевуха подмёрзла, поэтому я остановился и начал её рассасывать, что мне удалось, и с тех пор она больше не замерзала. Пока я с ней возился меня обогнал Виктор Демидов. Спросил как я и удаляясь крикнул, чтоб я не гнал – он знал, что это моя первая сотня. Я и не собирался гнать, но продолжив движение, неожиданно быстро его догнал, и дальше мы шли где-то рядом. На подъёмах он чуть уходил вперёд, на спусках и равнине я приближался к нему снова. К 20-му километру завтрак окончательно провалился. Я почувствовал, что вкатился, что иду легко и в удовольствие. У меня не получалось идти достаточно быстро попеременным ходом, поэтому везде, где это было возможно я работал только одновременным, отталкиваясь мощно, но не слишком часто. К моменту, когда на лыжне показалась табличка “пункт питания через 100м” уже появилось лёгкое чувство голода. Мы пришли на ПП вместе в 10:07, посмеявшись, что тут не 100, а все 500 метров, и затратив на первые 25км 2ч07м. 11.8км/ч – это была для меня очень хорошая средняя скорость. Я выпил пару стаканов морса, взял кусочек шоколадки, посмотрел протокол. Ого, Сергей Иванов прошёл пункт в 9:16, даже не остановливаясь. Вау! Мы отстаём от Гаврика всего на 25 минут, а от Квасова на 10!

Тут Виктор ломонулся дальше. В этот момент я сделал роковую ошибку. Та лёгкость с которой я прошёл первые 25км явно вскружила мне голову. Я забыл про свой план отдыхать и хорошо кушать и помчался за Демидовым. На 30км я понял, что зря не покушал. На 33км, вскоре после того, как я обогнал Татьяну и Галину на озере, у меня начало сводить мышцы ног. Вскоре я практически встал. Точнее я тащился в подъёмы словно черепаха, и потом летел вниз как ракета. Лыжи ехали прекрасно! Подъёмы, подъёмы, сплошные подъёмы. Как жаль, что Афанасенков так и не показал нам примерный рельеф трассы! Если б я знал, что второй этап имеет такой пересечённый рельеф, я бы обязательно покушал и отдохнул на пункте питания! Нужно было хотя бы распихать еды по карманам, сокрушался я! Я пил изотоник дикими количествами, но легче от этого не становилось. На этом этапе меня обогнало около 5 человек. Один добрый человек дал шоколадку, которая почему-то не сильно исправила ситуацию. Фу, ну наконец-то, начались спуски! Должно же это было когда-то закончиться! А вот и долгожданный пункт питания. Ура!

Еда! Это сладкое слово еда, думал я, пододвигая полешко-табурет поближе к столу, и отправляя в рот трясущимися руками один бутерброд со свежепосоленной форелью за другим. На 25км второго этапа я потратил 3ч04м часа – ужас! Демидов прошёл его за 2ч28м. Я спросил ребят нет ли у них какого-нибудь коврика, а то я бы прилёг минут на 5. Коврика не нашлось. Минут через 15-20 появились, тоже изрядно уставшие на этих горках, Татьяна и Галина, которые стартовали в 6:30 – на полтора часа раньше нас. Ещё чуть позже появились два пацана из Калевалы, которые ещё за 50 метров до костра дружно закричали “Мы сходим! Мы сходим!”. Мы их тут же начали уговаривать чтоб не горячились – “Да вы покушайте, отдохните, может не всё так плохо!”. Проведя на этом пункте питания 36 минут, которые по ощущениям пролетели как 5, и подмазав лыжи, я в прекрасном расположении духа отправился дальше. Лыжню обещали под уклон, что к моему удовольствию оказалось сущей правдой. 21км до следующего пункта питания я пролетел за 1ч58м. Немного попортила нервы только переметёнка на озёрах, где лыжню, порой, приходилось практически тропить.

На третьем пункте питания я застал Фефелова Александра, который стартовал на час раньше меня и уже собирался отправляться дальше. О, у меня относительно него фора 1 час, подумал я и снова сел за стол уплетать вкуснейшие бутерброды. Встав из-за стола я сразу почувствовал, что дал маху. Я так сильно накушался на втором пункте, что пара новых бутербродов была уже явно лишняя. Проведя на костре около 15 минут я отправился дальше в полной уверенности, что догоню Александра. На часах было 16:05. В это время в Калевале уже финишировал 11-й участник, а мне оставалось чуть ли не 30км пути, которые на поверку оказались 27-ю.

Я довольно легко преодолел трассу до выхода лыжни на лёд озера в п. Куусиниеми. Немного беспокоили только пенёчки от порубленного на ЛЭП кустарника и крутой и очень кривой-кривой подъём-спуск на пупырь там же. Эту ЛЭП летом нужно обязательно подчистить, а подъём и спуск на пупырь выровнять, чтобы съехать с него можно было вообще прямо вниз. Мне же пришлось снять лыжи и немного пройти пешком – плужить там не представлялось возможным.

9км от третьего пункта питания до выхода на озеро я преодолел за 1 час. В этом месте GPS показал, что я прошёл ровно 80км за 9ч05м. Не супер, но учитывая, что дальше лыжня абсолютно равнинная, и я смогу работать одновременным ходом, я рассчитывал финишировать около 19 часов, пройдя сотню за 11 часов. Это больше, чем мне хотелось бы, но учитывая все проблемы второго этапа – это было неплохо. Этим оптимистическим планам не суждено было свершиться, поскольку лыжни на озере практически не было. Был только след от снегохода, а лыжня там была практически полностью засыпана снегом, надуваемым с “полей”. Кроме того к этому времени начался снегопад, который постепенно усиливался всё оставшееся время гонки. Дойдя до островка, я увидел у следующего мыса группу из 3-4 людей. Мне показалось, что они довольно близко и можно даже попытаться их догнать. Я прибавил и тут лыжня вдруг начала поворачивать вправо вокруг острова делая огромную петлю вдоль берега. Я остановился и начал искать нет ли лыжни напрямик к мысу. Её не было видно, хотя один коньковый след туда уходил, но как-то быстро терялся не вернувшись назад. Промелькнула мысль, а не протропить ли туда напрямик. Какая разница где тропить, на засыпанной снегом буранке или по озеру? Эта гнусная мысль была тут же отброшена, ведь это означало сократить 100км гонку. Это же обмануть самого себя! Как впоследствии выяснилось, правильная дорога была именно напрямую на мыс. Это было на 3км короче, чем по петле. Кроме того петля, похоже была нарезана очень давно и была очень мягкая. Там невозможно было идти одновременным ходом. Скольжение тоже было очень плохим. Я остановился и скребком снял по возможности всю мазь держания, но это не сильно улучшило скольжение. Петля, снегопад, ветер (я реально начал замерзать) и, наверное, усталость убили во мне всякую решимость идти вперёд. Моё настроение ещё больше упало, когда выйдя к мысу я обнаружил довольно чёткий след лыжни приходящий туда напрямую. Откуда он туда пришёл?

Через 10км после выхода на озеро лыжня пересекает небольшой мыс и проходит мимо малюсенькой деревянной избушки. Этот путь у меня занял почти полтора часа. К этому времени я порядком продрог и меня начало немножко мутить. Я снял лыжи, зашёл в избушку и сел на стул. Там было гораздо теплее, чем на улице. Я взял телефон и позвонил любимой, которая ждала меня на финише. Мне так сильно хотелось, чтобы кто-нибудь протропил мне лыжню, что я взял да и предложил ей выйти мне навстречу. Честно говоря я не очень-то рассчитывал на то, что она совершит такой подвиг в эту скверную погоду, но она, как в своё время жёны декабристов отправлялись за мужьями в Сибирь, без малейших колебаний взяла лыжи и вышла мне навстречу!!! Оля – ты мой ангел!

Это прибавило мне настроения, но не сильно ускорило моё продвижение вперёд. Как потом выяснилось, путь от избушки до финиша занимает около 8.5км и у меня ушло на это почти полтора часа! Где-то на пол пути мы встретились с Олей и финишировали вместе. Ура!

Трасса на самом деле получилась не 100км, а 99км. Это с петлёй на озере. Те, кто не сделал петлю на озере прошли вообще только 96км. Такая разница получается от того, что длинну трассы мерили по одометру снегохода, а он всегда немного завышает показания. ИМХО, в будущем петлю на озере делать не стоит. Там и так наверняка почти всегда будут непростые условия. Тогда трассу нужно где-то удлиннить на 4км. Логичней всего это сделать на третьем участке, который сейчас получился только 21км.

Выводы

1. Класс! Хочу ещё! В следующем году надо реабилитироваться! Огромное спасибо Михаилу Афанасенкову и компании ВелТ за такое чудесное закрытие сезона!
  2. Нужно серьёзно разобраться с вопросом питания на маршрутах длиннее 30км
  3. У меня сильные руки! Это хорошо. :) Это позволяет ехать очень быстро под горку и на равнинных участках, но нужно поработать над повышением выносливости одновременного хода, чтобы поддерживать более высокую скорость и делать это дольше.
  4. Ноги никуда не годятся! Это плохо. :) В подъёмы иду из рук вон плохо и надолго меня не хватает. После 33км ноги то и дело сводило практически всю оставшуюся гонку. Летом нужно серьезно поработать над ускорениями в горку. Кроме того вообще нужно больше бегать. Не обязательно очень быстро – главное долго, только кроссовки нужно правильные купить, чтобы суставы не убивались.